МБДОУ «Детский сад «Солнышко» городского округа Судак

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Солнышко» села Солнечная Долина" городского округа Судак
НАМ ДОВЕРЯЮТ САМОЕ ДОРОГОЕ!
  • +7 (36566) 35-3-73
  • sudak_dyzsolnetnaya@mail.ru

Доступная среда

                                                   Доступная среда для инвалидов и детей с ОВЗ

           Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом
потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая
жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

                         Обеспечение доступа в здание образовательной организации                                                                инвалидов и лиц с ОВЗ

             В образовательной организации созданы следующие условия для доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ:

- подготовлена проектная документация по оборудованию здания и обеспечения доступа в образовательную организацию инвалидов и лиц с ОВЗ;

- есть сигнальное оборудование для МГН (напольные метки, наклейки указателей, информационные наклейки);

         Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        Тифлотехника, тактильные  плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

           Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие
категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного
развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит
дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Цель психолого-педагогического сопровождения — создание
комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих
успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
• возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной
программы и их интеграции в образовательном учреждении. Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
• Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка,
выявление образовательного запроса.
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными
представителями)
• Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК
консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и
специалисты ДОУ.
• Составление сетки занятий и перспективного плана для детей
обучающихся по коррекционной программе
• Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его
пребывания в ДОУ
• Реализация индивидуальной программы или маршрута
• Проведение промежуточной диагностики и анализ
• Консультирование родителей
Информация для родителей
• О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
• Об основных образовательных программах
• О дополнительных коррекционно-развивающих программах
• О содержании психолого-педагогической коррекции
• О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными. План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
 беседа с родителями
 изучение медицинской карты ребенка
 обследование физического развития
 обследование психического развития: характеристика детских видов
деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении
разрабатываются индивидуальные карты развития определенного
содержания. Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ
(педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального
руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными
потребностями следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития
ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с
детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими
в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов
детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого
дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и
введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия
(формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей
работы
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при
подборе материала для занятий
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование,
лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует
совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и
общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом
рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный
микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических
навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне
развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством
регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарноэпидемиологических норм.

При поступлении в ДОУ ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для организации учебно-воспитательного процесса используются следующие помещения: кабинет психолога,  групповые комнаты (5), музыкальный и физкультурный залы, где проводят занятия с детьми воспитатели, педагоги пользуются методическим материалом.

Площади помещений соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учётом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учётом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.

Разработана и реализуется адаптированная программа согласно основному и сопутствующим заболеваниям ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида.

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

  • печатные (методические и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
  • спортивное оборудование.

Принципы использования средств обучения:

  • учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учёт дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъёмников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Устройства для закрепления инвалидных колясок, , приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Установлены поручни внутри помещений,

В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входных ворот в Учреждение. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается.

Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада – версия для слабовидящих.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т.п.

Беспрепятственный доступ в общежитие, интернат не предусмотрен.